Т е м а : «АВТОМАТИЗАЦИЯ
ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ
(ПО МОТИВАМ СКАЗКИ М.
ГАРШИНА «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»)»
З а д а ч и : развивать тонкую моторику пальцев рук и
артикуляционный аппарат, фонематический слух, зрительное и фонематическое
восприятие, внимание; закреплять навык автоматизации звука [ш] в слогах,
словах, фразах, навык чтения слогов, умение составлять слова из прочитанных
слогов; повышать общий тонус организма путём мышечной стимуляции; воспитывать
усидчивость, аккуратность.
О б о р у д о в а н и е : книга со сказкой М.
Гаршина «Лягушка-путешественница», сюжетная картинка по сказке, дидактические
игры «Синоптик», «Утки», «Большие и маленькие».
Х о д з а н я т и я
-
Отгадай загадки:
Выпучив
глаза, сидит,
Во
все стороны глядит,
Родилась в воде,
А
живёт на земле. (Лягушка)
Рот
как ловушка,
Глаза
на макушке.
Узнаете
вы квакушку,
Лупоглазую
… (лягушку).
II. Основная часть.
- Сегодня я расскажу тебе об одной лягушке.
Послушай, как звучит слово: «Лягуш-ш-шка». Какой звук я выделила? ([ш]) Какой это звук? (Всегда твёрдый согласный, глухой) Будем
правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука [ш] губы
немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная
струя – теплая.
«Жила-была на свете лягушка-квакушка…» (Логопед рассказывает)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
Упражнение:
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка. («Улыбка»)
А теперь комарик я,
Хоботок есть у меня. («Трубочка»)
На лист кувшинки сели,
На друг друга поглядели. («Лопаточка»)
Налили в чашки чай,
Его ты пей и не скучай. («Чашечка»)
И вкусное варенье
Дадим на угощенье. («Вкусное
варенье»)
На качелях мы качались
И друг другу улыбались. («Качели»)
Покатаем шарик дружно,
Делать всем зарядку нужно. («Катание
шарика»)
«Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку,
весною громко квакала вместе со своими подругами…»
САМОМАССАЖ «ЛЯГУШАТА»
Лягушата
дружно встали
(протягивают согнутые в
локтях руки вперёд),
Свои
лапки показали
(пальцы широко
раздвинуты).
Спинки
прогибаются
(слегка прогибаются
назад),
Лягушки
улыбаются.
Лапками
похлопали
(хлопки в ладоши),
Ладошками
пошлепали.
Шлёп
по грудке, по руке
(хлопать ладонями по
груди, одной руке, бокам и спине
(докуда достают руки)),
По
бокам и по спине.
По
другой руке стучали
И
нисколько не устали
(похлопать по второй
руке от кисти к плечу).
Застучали
по ногам
(хлопки по ногам снизу
вверх)
-
Шлеп-шлеп-шлеп,
Тарам-пам-пам!
А
потом, потом, потом,
Кулачком
всё разотрем
(кулачками растереть
руки, грудь, бока, спину, ноги),
Ладошками
себя погладим
И
спинку свою распрямим
(погладить себя мягкими
движениями ладоней, встать, хорошо выпрямив спину).
«Подружки-лягушки
очень любят дождик и ждут не дождутся, когда он начнётся…»
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]
В СЛОГАХ
Дидактическая игра
«Синоптик».
-
Подскажи лягушкам, пойдёт дождик или нет.
-
Но однажды с нашей лягушкой случилось одно происшествие. Однажды она сидела на
сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась мелким дождиком. Вдруг на это
болото залетела стая диких уток…
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]
В СЛОВАХ
Дидактическая игра
«Утки».
-
Повтори слоги на всех утках и на листе кувшинки.
-
Утки приземлились на лист, увидели лягушку и заговорили между собой.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]
В ЧИСТОГОВОРКАХ
Ушка
– ушка – ушка – вот лягушка.
Ушка
– ушка – ушка – лягушка-квакушка.
Ушка
– ушка – ушка – ловко прыгает лягушка.
Ушку
– ушку – ушку – мы увидели лягушку.
Ушка
– ушка – ушка – живёт на болоте лягушка.
Ушке
– ушке – ушке – скажем «Здравствуйте!» лягушке.
Ф и з к у
л ь т м и н у т к а
Импровизация движений по
тексту.
ЛЯГУШКА
Вот
лягушка по дорожке
Скачет,
вытянувши ножки.
Ква,
ква, ква-ква-ква!
Скачет,
вытянувши ножки.
Вот
из лужицы на кочку,
Да
за мошкою вприскочку.
Ква,
ква, ква-ква-ква!
Да
за мошкою вприскочку.
Больше
есть ей неохота,
Прыг
опять в своё болото.
Ква,
ква, ква-ква-ква!
Прыг
опять в своё болото.
В
поле мушек то не знает,
Язычком
своим хватает.
Ква,
ква, ква-ква-ква!
Язычком
своим хватает.
«Лягушка
захотела показаться уткам очень умной и рассказать им стихотворение, но сильно
разволновалась и все перепутала…»
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
СЛУХА.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]
В СЛОВАХ
Помоги
лягушке исправить ошибки:
С
другом мы играли в … ЧАШКИ,
Пили
чай из белой … ШАШКИ!
Вылезла
из норки … ШИШКА,
На
неё упала ... МЫШКА!
Петухи,
затеяв … ШПОРЫ,
Грозно
поднимают … СПОРЫ!
Мы
с сестрой посуду … ШИЛИ,
И
наряды куклам … МЫЛИ!
Модница
надула … ШУБЫ,
Не
подходят ей все … ГУБЫ!
Горько
плачет бедный … ШАРИК,
Улетел
воздушный … ГАРИК!
«Утки
рассказали лягушке, что собираются на юг. Ей очень захотелось с ними. «Я
придумала, - сказала лягушка. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а
я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать…» Так и сделали».
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]
ВО ФРАЗАХ
Наша
лягушка-путешественница полетела с утками, а остальные лягушки ей завидовали.
Послушай, что они из зависти говорили улетающим уткам, и повтори:
Наши
квакуши вашей краше.
Ваша
квакуша тише наших.
Рот
у нашей квакуши шире вашей.
Наши
квакуши выше вашей.
III. Заключительная часть.
В
этот раз лягушка-путешественница долетела до юга. Сегодня, помогая нашей
квакушке, какой звук ты старался правильно произносить? Наша героиня прислала
своим подружкам письмо. В нём она нарисовала всех, кого встретила по дороге.