Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 00:53
Приветствую Вас, Гость

Т е м а : «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

(ПО МОТИВАМ СКАЗКИ М. ГАРШИНА «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»)»

З а д а ч и : развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционный аппарат, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание; закреплять навык автоматизации звука [ш] в слогах, словах, фразах, навык чтения слогов, умение составлять слова из прочитанных слогов; повышать общий тонус организма путём мышечной стимуляции; воспитывать усидчивость, аккуратность.

О б о р у д о в а н и е : книга со сказкой М. Гаршина «Лягушка-путешественница», сюжетная картинка по сказке, дидактические игры «Синоптик», «Утки», «Большие и маленькие».

Х о д   з а н я т и я

I. Организационный момент.

- Отгадай загадки:

Выпучив глаза, сидит,

Во все стороны глядит,

Родилась в воде,      

А живёт на земле. (Лягушка)

Рот как ловушка,

Глаза на макушке.

Узнаете вы квакушку,

Лупоглазую … (лягушку).

II. Основная часть.

- Сегодня я расскажу тебе об одной лягушке. Послушай, как звучит слово: «Лягуш-ш-шка». Какой звук я выделила? ([ш]) Какой это звук? (Всегда твёрдый согласный, глухой) Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука [ш] губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.

«Жила-была на свете лягушка-квакушка…» (Логопед рассказывает)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнение:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.  («Улыбка»)

А теперь комарик я,

Хоботок есть у меня.  («Трубочка»)

На лист кувшинки сели,

На друг друга поглядели.  («Лопаточка»)

Налили в чашки чай,

Его ты пей и не скучай.  («Чашечка»)

И вкусное варенье

Дадим на угощенье.  («Вкусное варенье»)

На качелях мы качались

И друг другу улыбались.  («Качели»)

Покатаем шарик дружно,

Делать всем зарядку нужно.  («Катание шарика»)

«Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами…»

САМОМАССАЖ «ЛЯГУШАТА»

Лягушата дружно встали

(протягивают согнутые в локтях руки вперёд),

Свои лапки показали

(пальцы широко раздвинуты).

Спинки прогибаются

(слегка прогибаются назад),

Лягушки улыбаются.

Лапками похлопали

(хлопки в ладоши),

Ладошками пошлепали.

Шлёп по грудке, по руке

(хлопать ладонями по груди, одной руке, бокам и спине

(докуда достают руки)),

По бокам и по спине.

По другой руке стучали

И нисколько не устали

(похлопать по второй руке от кисти к плечу).

Застучали по ногам

(хлопки по ногам снизу вверх) -

Шлеп-шлеп-шлеп,

Тарам-пам-пам!

А потом, потом, потом,

Кулачком всё разотрем

(кулачками растереть руки, грудь, бока, спину, ноги),

Ладошками себя погладим

И спинку свою распрямим

(погладить себя мягкими движениями ладоней, встать, хорошо выпрямив спину).

«Подружки-лягушки очень любят дождик и ждут не дождутся, когда он начнётся…»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ

Дидактическая игра «Синоптик».

- Подскажи лягушкам, пойдёт дождик или нет.

- Но однажды с нашей лягушкой случилось одно происшествие. Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась мелким дождиком. Вдруг на это болото залетела стая диких уток…

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОВАХ

Дидактическая игра «Утки».

- Повтори слоги на всех утках и на листе кувшинки.

- Утки приземлились на лист, увидели лягушку и заговорили между собой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В ЧИСТОГОВОРКАХ

Ушка – ушка – ушка – вот лягушка.

Ушка – ушка – ушка – лягушка-квакушка.

Ушка – ушка – ушка – ловко прыгает лягушка.

Ушку – ушку – ушку – мы увидели лягушку.

Ушка – ушка – ушка – живёт на болоте лягушка.

Ушке – ушке – ушке – скажем «Здравствуйте!» лягушке.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Импровизация движений по тексту.

ЛЯГУШКА

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Ква, ква, ква-ква-ква!

Скачет, вытянувши ножки.

Вот из лужицы на кочку,

Да за мошкою вприскочку.

Ква, ква, ква-ква-ква!

Да за мошкою вприскочку.

Больше есть ей неохота,

Прыг опять в своё болото.

Ква, ква, ква-ква-ква!

Прыг опять в своё болото.

В поле мушек то не знает,

Язычком своим хватает.

Ква, ква, ква-ква-ква!

Язычком своим хватает.

«Лягушка захотела показаться уткам очень умной и рассказать им стихотворение, но сильно разволновалась и все перепутала…»

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОВАХ

Помоги лягушке исправить ошибки:

С другом мы играли в … ЧАШКИ,

Пили чай из белой … ШАШКИ!

Вылезла из норки … ШИШКА,

На неё упала ... МЫШКА!

Петухи, затеяв … ШПОРЫ,

Грозно поднимают … СПОРЫ!

Мы с сестрой посуду … ШИЛИ,

И наряды куклам … МЫЛИ!

Модница надула … ШУБЫ,

Не подходят ей все … ГУБЫ!

Горько плачет бедный … ШАРИК,

Улетел воздушный … ГАРИК!

«Утки рассказали лягушке, что собираются на юг. Ей очень захотелось с ними. «Я придумала, - сказала лягушка. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать…» Так и сделали».

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] ВО ФРАЗАХ

Наша лягушка-путешественница полетела с утками, а остальные лягушки ей завидовали. Послушай, что они из зависти говорили улетающим уткам, и повтори:

Наши квакуши вашей краше.

Ваша квакуша тише наших.

Рот у нашей квакуши шире вашей.

Наши квакуши выше вашей.

III. Заключительная часть.

В этот раз лягушка-путешественница долетела до юга. Сегодня, помогая нашей квакушке, какой звук ты старался правильно произносить? Наша героиня прислала своим подружкам письмо. В нём она нарисовала всех, кого встретила по дороге.