Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 01:26
Приветствую Вас, Гость

Т е м а : АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ( ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «МАША И МЕДВЕДЬ»)

З а д а ч и : развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата; закреплять навык автоматизации звука [ш] в слогах, словах, фразах, навык чтения слогов; развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание; упражнять в употреблении понятий «больше-меньше» с существительными; воспитывать усидчивость, аккуратность.

О б о р у д о в а н и е : фланелеграф, картинки к сказке «Машенька и медведь», дидактические игры «Собери ягоды», «Подарки», «Что больше?», «Плюшевые мишки»; простой и красный карандаши.

Х о д     з а н я т и я

I. Организационный момент.

На  ф л а н е л е г р а ф е  размещены картинки: медведь и пирожки.

- Догадался, какая сказка у нас сегодня в гостях? («Машенька и медведь») Скажи, чем похожи слова: Маша и Миша? Есть ли в этих словах общий звук? ([ш]) Звук [ш] какой? (Всегда твёрдый согласный, глухой) Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука [ш] губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.

- Садись поудобнее, расскажем эту сказку вместе.

II. Основная часть.

«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка – Машенька…» (На  ф л а н е л е г р а ф е : избушка и Машенька)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения:

Утром Машенька проснулась и улыбнулась.  («Улыбка»)

Губы сомкнуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы.

Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась.    («Трубочка»)

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд. Пошла завтракать.

Взяла ложечку.  («Лопаточка»)

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу.

Взяла чашечку.  («Чашечка»)

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам.

И достала вкусное варенье.  («Вкусное варенье»)

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней шубы. Нижней губой не помогать.

Потом пошла качаться на качелях.  («Качели»)

Рот открыт. Кончик языка поочередно ставить на верхние, затем на нижние зубы.

А потом играла в мяч.  («Катание шарика»)

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутреннеу стороны рта, сначала в одну, затем в другую сторону.

«Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами…»

(Н а  ф л а н е л е г р а ф е : Машенька и ёлочка)

- А в лесу ветер поднялся. Как шумят деревья в лесу? (Ш-ш-ш)

- Произноси звук [ш] четко и длительно: столько, сколько ведешь карандашом по дорожке.

 - Что это?  (Показывает шишку)

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА: СЛУХОВАЯ РАЗМИНКА

Это фыфка?                                                     Это шишка?

Это сыска?                                                       Это хыхка?

Это сышка?                                                     Это шихка?

Это шишка?                                                     Это фыска?

Это фышка?                                                     Это хышка?

Это щищка?                                                     Это шишка?

- Правильно, это шишка. В лесу ягод видимо-невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЯГОДКИ»

С веток ягоды снимаю

(Левая рука согнута в локте и поднята на уровне лица. Кисть опущена (пальцы-«ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимать ягоды».)

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть

(положение и движение кистей рук по тексту)

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

(Считать ягоды, нажимая указательным пальцем на левую ладошку.)

Снова буду собирать!

- Помоги Машеньке собрать ягоды.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ

Дидактическая игра «Собери ягоды».

- Повтори слоги на всех ягодах.

- Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто в ней живёт? Отгадай.

Упражнение «Доскажи словечко».

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка уронила шишку,

Угодила прямо в … (мишку).

Правильно, в избушке живет медведь (на  ф л а н е л е г р а ф е : избушка медведя и Машенька). Видит Маша, а в доме у Миши беспорядок. Помоги Маше навести порядок в доме.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОВАХ

Дидактическая игра «Подарки».

- Назови правильно все предметы, которые здесь нарисованы.

С л о в а р ь : кошка, мишка, мышка, чебурашка, клюшка, матрешка, хлопушка, неваляшка, машина.

- А в это время мишка возвращается домой.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Движения по тексту.

Мишка по лесу шагал,

Мишка палку увидал.

Бросил палку кверху мишка.

Падай в шапку с ёлки шишка!

Шишка хлоп по голове,

Сразу шишек стало две!

На  ф л а н е л е г р а ф е : Маша, медведь и избушка.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] ВО ФРАЗАХ

Дидактическая игра «Что больше?».

- Пришёл мишка домой, а там – чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят. Только вот не поймет никак мишка: какая игрушка больше, а какая – меньше. Помоги мишке разобраться в этом. Научи его сравнивать по величине.

Например: шкаф больше шкатулки, шкатулка меньше шкафа и т.д.

С л о в а р ь : шкатулка, шкаф, кошка, мышка, лукошко, кадушка, журавль, петушок, пушка, ружье, кувшин, кружка, башня, шалаш, шмель, мошка, дедушка, малыш.

- Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку. Слушай чистоговорки и повторяй.

Чистоговорки.

Ошка – ошка – ошка – где моя большая ложка.

Ошку – ошку – ошку – дайте мне большую ложку.

Ошку – ошку – ошку – я держать умею ложку.

Ошкой – ошкой – ошкой – я буду кашу кушать ложкой.

Ошки – ошки – ошки – не капает каша с ложки.

III. Заключительная часть.

- Нашей Маше пора возвращаться домой. За то, что она такая трудолюбивая и заботливая девочка, мишка проводит её до дома. ( Н а   ф л а н е л е г р а ф е : Маша, мишка, дом Маши) Помогая рассказывать сказку, какой звук ты старался правильно произносить в слогах, в словах, в чистоговорках? Мишка хочет подарить Маше подарок.