Т е м а : АВТОМАТИЗАЦИЯ
ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ( ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
«ТЕРЕМОК»)
З а д а ч и : развивать тонкую моторику пальцев рук и
артикуляционную моторику; закреплять навык автоматизации звука [ш] в слогах,
словах, фразах; развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое
восприятие, внимание; воспитывать усидчивость, аккуратность.
О б о р у д о в а н и е : фланелеграф, картинки к
сказке «Теремок», дидактическая игра «Улица Шипелочки», карандаш, картинки;
пушка, девочка, ушки, каша, мишка, кошка, мышка, ложка, мошка, мушка, крошка,
груша.
Х о д з а н я т и я
- Раз – два – три – четыре – пять! Вот и в
сказке мы опять!
II. Основная часть.
На ф л а
н е л е г р а ф е : теремок.
«Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не
высок, невысок… Бежит мимо теремка мышка-норушка…»
- Скажи, в словах «мышка» и «норушка» какой
общий звук? ([ш]) Какой это звук? (Всегда твёрдый согласный, глухой) Будем
правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука [ш] губы
немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная
струя – теплая.
Н а ф л а
н е л е г р а ф е : теремок и мышка.
«Кто-кто в теремочке живет?» - Никто ей не
ответил, стала она жить в теремочке. Решила мышка немного поиграть.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
Упражнения:
«Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели»,
«Катание шарика».
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]
В СЛОГАХ.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
СЛУХА, ПАМЯТИ
-
Вдруг слышит странные звуки. Слушай их и повторяй:
Шта
– што – шту – шты ашт –
ошт – ушт - ышт
Што
– шту – шты – шта ошт –
ушт – ышт - ашт
Шту
– шты - щта – што ушт –
ышт – ашт - ошт
Шты
– шта – што – шту ышт –
ашт – ошт - ушт
Шка
– шко – шку – шкы ашк –
ошк – ушк - ышк
Шко
– шку – шкы – шка ошк –
ушк – ышк - ашк
Шку
– шкы – шка – шко ушк – ышк – ашк - ошк
Шкы
– шка – шко – шку ышк –
ашк – ошк – ушк
Так
скачет лягушка-квакушка.
Н а ф л а
н е л е г р а ф е : теремок, мышка и лягушка.
«Кто-кто
в теремочке живет? (Ребёнок отвечает: «Я
– мышка-норушка. А ты кто?») Я – лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок.»
-
Мышка согласилась пустить лягушку в теремок, если та ей расскажет что-нибудь
интересное. Поможем с тобой лягушке. Расскажи стихотворение-шепталку.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]
ВО ФРАЗАХ. ПРОСЛУШИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И БЕСЕДА ПО ПРОСЛУШАННОМУ
МЫШОНОК И МЫШКА
Мышонку
мама-мышка
Шептала:
«Шалунишка!
Шумишь,
шуршишь, болтаешь!
Ты
маме шить мешаешь!
А
я, - шептала мышка, -
Подушку
шью, малышка!
В
подушке не пушинки,
А
шутки и смешинки.
Поешь
пшена немножко
И
спать ложись, мой крошка.
Лишь
голову положишь –
Во
сне увидеть сможешь
То,
что шепнет на ушко
Волшебная
подушка».
-
Как мышонок мешал маме-мышке, что она ему говорила? (Шумишь, шуршишь, болтаешь, шить мешаешь) Что делала мышка? (Мышка делала волшебную подушку) Почему
подушка волшебная? (В ней шутки и
смешинки вместо пушинок) Как мышка ласково называла мышонка? (Мой крошка, малышка)
Живут
мышка и лягушка вместе – не тужат, а крепко дружат. Послушай, как им весело. Я
буду начинать предложение, а ты произноси последнее слово в нем. На каждую
фразу нужно соединять большой палец с другими пальцами сначала правой, затем
левой руки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Я И ТЫ»
Я
иду и ты … (идешь).
Я
пою и ты … (поешь).
Я
несу и ты … (несешь).
Я
беру и ты … (берешь).
Я
веду и ты … (ведешь).
Я
плыву и ты … (плывешь).
Я
лечу и ты … (летишь).
Я
бегу и ты … (бежишь).
«Как-то
раз бежит мимо теремка заяц. (Н а ф л а
н е л е г р а ф е : теремок, мышка, лягушка, заяц.) – Кто-кто в теремочке
живет? (Ребенок отвечает: «Я – мышка-норушка,
я – лягушка-квакушка. А ты кто?») Я – зайчишка-шалунишка. Пустите меня в
теремок. («Ребенок отвечает: «А что ты
умеешь делать?») А я умею рисовать. Посмотрите, что я нарисовал для вас.»
-
Ой, что это? Все картинки перепутались! Поможем зайчику.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]
В СЛОВАХ
Дидактическая игра
«Улица Шипелочки».
-
На картинке живут слова со звуком [ш]. Рассели эти слова в домики. Слова со
звуком [ш] в начале слова посели в домик в начале улицы, с [ш] в середине слова
– в домик в середине улицы, с [ш] в конце слова – в домик в конце улицы. Назови
все слова, скажи, где в слове ты слышишь звук [ш]. Проведи от слов стрелочки к
нужным домикам.
С
л о в а р ь : шапка, шпага, машина, карандаш, душ, ковш, шуба, малыш, кувшин,
лошадь, шина, камыш, дедушка, кошка.
«Как-то
раз бежит мимо теремка лиса. (Н а ф л а
н е л е г р а ф е : темерок, мышка, лягушка, заяц, лиса) – Кто-кто в теремочке
живет? (Ребенок отвечает: «Я –
мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчишка-шалунишка. А ты кто?») Я
лисонька-лиса. Пустите меня в теремок. («Ребенок
отвечает: «А что ты умеешь делать?») А я умею сказки рассказывать».
Слушайте и повторяйте движения.
Ф и з к у
л ь т м и н у т к а
Движения выполняются
соответственно тексту.
МАССАЖ «ЛИСА»
Утром
лисонька-лиса проснулась,
Лапкой
вправо потянулась,
Лапкой
влево потянулась,
Солнцу
нежно улыбнулась.
Все массирующие движения
выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
А
потом ладошкой
Пошлепала
немножко.
Стала
гладить ручки, ножки
И
бока совсем немножко,
Ну,
красавица-лиса!
До
чего же хороша!
Красуясь, выполнять
полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.
«Стали
они жить-поживать да добра наживать. Вдруг слышат, кто-то идет: топ, топ, топ.»
А что эхо повторяет? (Оп, оп, оп) Да,
эхо очень любит шутить с нами и повторять обрывки слов.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУК [Ш] В
СЛОВАХ.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
СЛУХА
Игра «Эхо».
-
Однажды эхо простудилось и потеряло голос. Как ему помочь?
(Логопед вкладывает
рифмованный текст на стол и картинки в определенной последовательности,
помогающие ребенку догадаться, что нужно говорить голосом эха)
Есть
в лесу опушка – пушка, пушка, пушка.
Где
растет ромашка – Машка, Машка, Машка.
Квакают
лягушки – ушки, ушки, ушки.
Ползает
букашка – кашка, кашка, кашка.
Там
стоит домишко – мишка, мишка, мишка.
В
доме два окошка – кошка, кошка, кошка
На
крыльце Аркаша – каша, каша, каша.
У
него гармошка – мошка, мошка, мошка.
А
теперь найди короткие слова, которые спрятались внутри длинных слов.
(Логопед произносит
длинные слова, внутри которых спрятались короткие слова – названия картинок,
разложенных на столе: обложка, опушка, окрошка, погремушка, подмышка, игрушка, кормушка, хлопушка. Услышав слово, ребенок ставит
указательный палец на соответствующую картинку и, изображая эхо, трижды
повторяет их названия.)
-
Молодец! А кто же подошел к теремку? На него упала шишка, косолапый, бурый …
Мишка. ( Н а ф л а н е л е г р а ф е :
теремок, мышка, лягушка, заяц, лиса, медведь.) – Кто-кто в теремочке живет? (Ребенок отвечает: «Я – мышка-норушка, я –
лягушка-квакушка, я – зайчишка-шалунишка, я – лисонька-лиса. А ты кто?») Я
– Мишка. Пустите меня в теремок, я подарю вам стишок.
III. Заключительная часть.
-
Пустили звери мишку? Кто теперь в теремочке живет? Сегодня, играя в теремок,
какой звук ты старался правильно произносить в слогах, в словах?