Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 00:07
Приветствую Вас, Гость

Т е м а : АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ( ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»)

З а д а ч и : развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционную моторику; закреплять навык автоматизации звука [ш] в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание; воспитывать усидчивость, аккуратность.

О б о р у д о в а н и е : фланелеграф, картинки к сказке «Теремок», дидактическая игра «Улица Шипелочки», карандаш, картинки; пушка, девочка, ушки, каша, мишка, кошка, мышка, ложка, мошка, мушка, крошка, груша.

Х о д     з а н я т и я

I. Организационный момент.

- Раз – два – три – четыре – пять! Вот и в сказке мы опять!

II. Основная часть.

На  ф л а н е л е г р а ф е : теремок.

«Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, невысок… Бежит мимо теремка мышка-норушка…»

- Скажи, в словах «мышка» и «норушка» какой общий звук? ([ш]) Какой это звук? (Всегда твёрдый согласный, глухой) Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука [ш] губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.

Н а  ф л а н е л е г р а ф е : теремок и мышка.

«Кто-кто в теремочке живет?» - Никто ей не ответил, стала она жить в теремочке. Решила мышка немного поиграть.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Катание шарика».

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, ПАМЯТИ

- Вдруг слышит странные звуки. Слушай их и повторяй:

Шта – што – шту – шты                  ашт – ошт – ушт - ышт

Што – шту – шты – шта                  ошт – ушт – ышт - ашт

Шту – шты - щта – што                  ушт – ышт – ашт - ошт

Шты – шта – што – шту                 ышт – ашт – ошт - ушт

 

Шка – шко – шку – шкы                ашк – ошк – ушк - ышк

Шко – шку – шкы – шка                ошк – ушк – ышк - ашк

Шку – шкы – шка – шко                ушк – ышк – ашк - ошк

Шкы – шка – шко – шку                ышк – ашк – ошк – ушк

Так скачет лягушка-квакушка.

Н а  ф л а н е л е г р а ф е : теремок, мышка и лягушка.

«Кто-кто в теремочке живет? (Ребёнок отвечает: «Я – мышка-норушка. А ты кто?») Я – лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок.»

- Мышка согласилась пустить лягушку в теремок, если та ей расскажет что-нибудь интересное. Поможем с тобой лягушке. Расскажи стихотворение-шепталку.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] ВО ФРАЗАХ. ПРОСЛУШИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И БЕСЕДА ПО ПРОСЛУШАННОМУ

МЫШОНОК И МЫШКА

Мышонку мама-мышка

Шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!

А я, - шептала мышка, -

Подушку шью, малышка!

В подушке не пушинки,

А шутки и смешинки.

Поешь пшена немножко

И спать ложись, мой крошка.

Лишь голову положишь –

Во сне увидеть сможешь

То, что шепнет на ушко

Волшебная подушка».

- Как мышонок мешал маме-мышке, что она ему говорила? (Шумишь, шуршишь, болтаешь, шить мешаешь) Что делала мышка? (Мышка делала волшебную подушку) Почему подушка волшебная? (В ней шутки и смешинки вместо пушинок) Как мышка ласково называла мышонка? (Мой крошка, малышка)

Живут мышка и лягушка вместе – не тужат, а крепко дружат. Послушай, как им весело. Я буду начинать предложение, а ты произноси последнее слово в нем. На каждую фразу нужно соединять большой палец с другими пальцами сначала правой, затем левой руки.

                         ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Я И ТЫ»

Я иду и ты … (идешь).

Я пою и ты … (поешь).

Я несу и ты … (несешь).

Я беру и ты … (берешь).

Я веду и ты … (ведешь).

Я плыву и ты … (плывешь).

Я лечу и ты … (летишь).

Я бегу и ты … (бежишь).

«Как-то раз бежит мимо теремка заяц. (Н а  ф л а н е л е г р а ф е : теремок, мышка, лягушка, заяц.) – Кто-кто в теремочке живет? (Ребенок отвечает: «Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка. А ты кто?») Я – зайчишка-шалунишка. Пустите меня в теремок. («Ребенок отвечает: «А что ты умеешь делать?») А я умею рисовать. Посмотрите, что я нарисовал для вас.»

- Ой, что это? Все картинки перепутались! Поможем зайчику.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОВАХ

Дидактическая игра «Улица Шипелочки».

- На картинке живут слова со звуком [ш]. Рассели эти слова в домики. Слова со звуком [ш] в начале слова посели в домик в начале улицы, с [ш] в середине слова – в домик в середине улицы, с [ш] в конце слова – в домик в конце улицы. Назови все слова, скажи, где в слове ты слышишь звук [ш]. Проведи от слов стрелочки к нужным домикам.

С л о в а р ь : шапка, шпага, машина, карандаш, душ, ковш, шуба, малыш, кувшин, лошадь, шина, камыш, дедушка, кошка.

«Как-то раз бежит мимо теремка лиса. (Н а  ф л а н е л е г р а ф е : темерок, мышка, лягушка, заяц, лиса) – Кто-кто в теремочке живет? (Ребенок отвечает: «Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчишка-шалунишка. А ты кто?») Я лисонька-лиса. Пустите меня в теремок. («Ребенок отвечает: «А что ты умеешь делать?») А я умею сказки рассказывать». Слушайте и повторяйте движения.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Движения выполняются соответственно тексту.

МАССАЖ «ЛИСА»

Утром лисонька-лиса проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

Все массирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко,

Ну, красавица-лиса!

До чего же хороша!

Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.

«Стали они жить-поживать да добра наживать. Вдруг слышат, кто-то идет: топ, топ, топ.» А что эхо повторяет? (Оп, оп, оп) Да, эхо очень любит шутить с нами и повторять обрывки слов.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУК [Ш] В СЛОВАХ.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Игра «Эхо».

- Однажды эхо простудилось и потеряло голос. Как ему помочь?

(Логопед вкладывает рифмованный текст на стол и картинки в определенной последовательности, помогающие ребенку догадаться, что нужно говорить голосом эха)

Есть в лесу опушка – пушка, пушка, пушка.

Где растет ромашка – Машка, Машка, Машка.

Квакают лягушки – ушки, ушки, ушки.

Ползает букашка – кашка, кашка, кашка.

Там стоит домишко – мишка, мишка, мишка.

В доме два окошка – кошка, кошка, кошка

На крыльце Аркаша – каша, каша, каша.

У него гармошка – мошка, мошка, мошка.

А теперь найди короткие слова, которые спрятались внутри длинных слов.

(Логопед произносит длинные слова, внутри которых спрятались короткие слова – названия картинок, разложенных на столе: обложка, опушка, окрошка, погремушка, подмышка, игрушка, кормушка, хлопушка. Услышав слово, ребенок ставит указательный палец на соответствующую картинку и, изображая эхо, трижды повторяет их названия.)   

- Молодец! А кто же подошел к теремку? На него упала шишка, косолапый, бурый … Мишка. ( Н а  ф л а н е л е г р а ф е : теремок, мышка, лягушка, заяц, лиса, медведь.) – Кто-кто в теремочке живет? (Ребенок отвечает: «Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчишка-шалунишка, я – лисонька-лиса. А ты кто?») Я – Мишка. Пустите меня в теремок, я подарю вам стишок.

III. Заключительная часть.

- Пустили звери мишку? Кто теперь в теремочке живет? Сегодня, играя в теремок, какой звук ты старался правильно произносить в слогах, в словах?